Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) - крупнейшая русская поэтесса и писательница XX века. История ее жизни - это история яркой и талантливой личности, не избежавшей страшного воздействия существующего режима. Ученица Тынянова, Эйхенбаума и Шкловского, она начинала как автор произведений для детей, работала корреспондентом и редактором заводской газеты. В 1930-х к ней пришла известность, а в 1938-м она была арестована как участник контрреволюционного заговора. В тюрьме она потеряла ребенка (двух дочерей похоронила до этого). В полную силу ее поэтический голос зазвучал в блокаду - Берггольц называли "ленинградской Мадонной", она была "голосом Города" почти все девятьсот дней. По словам Даниила Гранина, "она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых". Народным поэтом ее считали "по праву разделенного страданья". По стихотворениям О. Берггольц, лучшие из которых вошли в настоящее издание, можно проследить и понять, что происходило с нашей страной в самые трудные для нее времена. Берггольц - поэт огромной лирической и гражданской силы, судьба которого поражает своим высоким трагизмом и беспримерным мужеством.
Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) - крупнейшая русская поэтесса и писательница XX века. История ее жизни - это история яркой и талантливой личности, не избежавшей страшного воздействия существующего режима. Ученица Тынянова, Эйхенбаума и Шкловского, она начинала как автор произведений для детей, работала корреспондентом и редактором заводской газеты. В 1930-х к ней пришла известность, а в 1938-м она была арестована как участник контрреволюционного заговора. В тюрьме она потеряла ребенка (двух дочерей похоронила до этого). В полную силу ее поэтический голос зазвучал в блокаду - Берггольц называли "ленинградской Мадонной", она была "голосом Города" почти все девятьсот дней. По словам Даниила Гранина, "она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых". Народным поэтом ее считали "по праву разделенного страданья". По стихотворениям О. Берггольц, лучшие из которых вошли в настоящее издание, можно проследить и понять, что происходило с нашей страной в самые трудные для нее времена. Берггольц - поэт огромной лирической и гражданской силы, судьба которого поражает своим высоким трагизмом и беспримерным мужеством.
В книгу легендарной Ольги Берггольц - поэтессы, прозаика и журналиста - вошли ее дневниковые записи, тексты радиовыступлений, относящиеся к тяжелому времени ленинградской блокады, и повесть "Дневные звезды", которую автор считала главной книгой своей жизни. В произведениях Берггольц трагедия отдельной человеческой жизни показана на фоне бедствий целой страны. Рассказ о беспримерном героизме жителей и защитников города перемежается лирическими отступлениями, раздумьями о судьбе своего поколения.
Вторая книга многотомного научного издания дневников О. Ф. Берггольц (1910-1975), хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), включает дневниковые записи за 1930-1941 гг. Дневники этого периода полнотекстово, без купюр публикуются впервые. На их страницах описаны период работы Берггольц корреспондентом на стройках первых пятилеток, вхождение в литературу, трагические годы смерти дочерей, сталинских репрессий, собственного ареста, тюремного заключения. Текст записей воспроизводится по автографам дневниковых тетрадей. Издание снабжено научными и текстуальными комментариями, статьями. Книга иллюстрирована документами и фотографиями из личного фонда О. Ф. Берггольц в РГАЛИ. Составитель: Стрижкова Н.А.
Ольга Берггольц (1910 - 1975) - тонкий лирик, поэт гражданского темперамента, широко известная знаменитыми стихотворениями, созданными ею в блокадном Ленинграде. Ранние стихотворения проникнуты светлым жизнеутверждающим началом, искренностью, любовью к жизни. В годы репрессий, в конце 30-х годов, оказалась по ложному обвинению в тюрьме. Этот страшный период отражен в тюремных стихотворениях, вошедших в этот сборник. Невероятная поэтическая сила О. Берггольц проявилась в период тяжелейших испытаний, выпавших на долю народа, страны - во время Великой Отечественной войны. В книгу включены знаменитые стихотворения поэта, в том числе и "Ленинградский дневник", а также дневниковые записи "Дневные звезды".
В книгу вошли избранные произведения Ольги Берггольц - легендарной поэтессы, блокадной музы Ленинграда. В сборник включены поэмы и лирика Берггольц - "интимный документ эпохи", в котором отразилась драматическая судьба Ольги Федоровны. Произведения снабжены примечаниями, подготовленными с учетом недавно вышедших работ о творчестве поэтессы. "Дневные звезды" - шедевр русской автобиографической прозы XX века - впервые публикуется с обширным историко-литературным и реальным комментарием. В издание включены воспоминания о Берггольц С.С.Наровчатова, Д.М.Молдавского и В.Я.Лакшина, которые раскрывают читателю неординарность ее личности. Книга рассчитана па широкий круг читателей, учащихся, студентов, аспирантов и специалистов гуманитарного профиля.
К столетию Ольги Берггольц издательство "Азбука" подготовило книгу "Ольга. Запретный дневник", в которую вошли ошеломляющей откровенности и силы дневники 1939-1949 годов, письма, отрывки из второй, так и недописанной части романа "Дневные звезды", избранные стихотворения и поэмы, а также материалы из следственного дела О. Берггольц (1938-1939), которое считалось утерянным и стало доступно лишь осенью 2009 года. Публикуемые материалы сопровождены комментарием. В книгу включены малоизвестные и ранее не известные фотографии и документы из Российского государственного архива литературы и искусства, из Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН), Российской национальной библиотеки, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, из Музея Дома Радио. Также публикуются письма к отцу, предоставленные для этого издания Рукописным отделом Пушкинского Дома. Впервые читатели увидят верстку книги "Узел" с авторской и цензурной правкой (архив Н. Банк в РНБ). Впервые в этом издании представлены фотографии уникальных вещей, хранящихся в семье наследников. В книгу включены также воспоминания об О. Берггольц. Ольгу Берггольц называли "ленинградской Мадонной", она была "голосом Города" почти все девятьсот блокадных дней. "В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых" (Д. Гранин). По дневникам, прозе и стихам О. Берггольц, проследив перипетии судьбы поэта, можно понять, что происходило с нашей страной в довоенные, военные и послевоенные годы. Берггольц - поэт огромной лирической и гражданской силы. Своей судьбой она дает невероятный пример патриотизма, понятия, так дискредитированного в наше время.
О. Берггольц (1910 - 1975) - тонкий лирик, поэт гражданского темперамента, широко известная знаменитыми стихотворениями, созданными ею в блокадном Ленинграде. Ранние стихотворения проникнуты светлым жизнеутверждающим началом, искренностью, любовью к жизни. В годы репрессий, в конце 30-х годов, оказалась по ложному обвинению в тюрьме. Этот страшный период отражен в тюремных стихотворениях, вошедших в этот сборник. Невероятная поэтическая сила О. Берггольц проявилась в период тяжелейших испытаний, выпавших на долю народа, страны - во время Великой Отечественной войны. Сила и воздействие ее голоса тогда были потрясающими.
К столетию Ольги Берггольц издательство "Азбука" подготовило книгу "Ольга. Запретный дневник", в которую вошли ошеломляющей откровенности и силы дневники 1939-1949 годов, письма, отрывки из второй, так и недописанной части романа "Дневные звезды", избранные стихотворения и поэмы, а также материалы из следственного дела О. Берггольц (1938-1939), которое считалось утерянным и стало доступно лишь осенью 2009 года. Публикуемые материалы сопровождены комментарием. В книгу включены малоизвестные и ранее не известные фотографии и документы из Российского государственного архива литературы и искусства, из Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН), Российской национальной библиотеки, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, из Музея Дома Радио. Также публикуются письма к отцу, предоставленные для этого издания Рукописным отделом Пушкинского Дома. Впервые читатели увидят верстку книги "Узел" с авторской и цензурной правкой (архив Н. Банк в РНБ). Впервые в этом издании представлены фотографии уникальных вещей, хранящихся в семье наследников. В книгу включены также воспоминания об О. Берггольц. Ольгу Берггольц называли "ленинградской Мадонной", она была "голосом Города" почти все девятьсот блокадных дней. "В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых" (Д. Гранин). По дневникам, прозе и стихам О. Берггольц, проследив перипетии судьбы поэта, можно понять, что происходило с нашей страной в довоенные, военные и послевоенные годы. Берггольц - поэт огромной лирической и гражданской силы. Своей судьбой она дает невероятный пример патриотизма, понятия, так дискредитированного в наше время. Автор проекта: Наталья Соколовская.
Книга русской поэтессы и журналистки Ольги Берггольц "Говорит Ленинград" о жизни блокадного Ленинграда рассказывает о работе радио в годы Великой Отечественной войны. Что значило радио для жителей блокадного Ленинграда? Ольга Берггольц вспоминала: "На улицах Ленинграда люди уже падали с ног от голода… Один район за другим погружался во тьму, подобную полярной ночи, иссякала энергия, уходил из города свет, замирало движение. И сплошь и рядом оказывалось, что у ослабевшего, полумёртвого ленинградца существует только одна форма связи с внешним миром, это - "тарелка" радио. Отсюда, из этого чёрного круга на стене, доходили до человека людские голоса… Даже если радио не говорило, а только стучал метроном - и это означало, что город жив, что его сердце бьётся…".
Наталья Громова – прозаик, исследователь литературного быта 1920–30-х годов, автор книг «Ключ. Последняя Москва», «Скатерть Лидии Либединской», «Странники войны: воспоминания детей писателей». Новая книга Натальи Громовой «Ольга Берггольц: Смерти не было и нет» основана на дневниках и документальных материалах из личного архива О. Ф. Берггольц. Это не только история «блокадной мадонны», но и рассказ о мучительном пути освобождения советского поэта от иллюзий. Книга содержит нецензурную брань.
"Нет, не из книжек наших скудных, / подобья нищенской сумы, / узнаете о том, как трудно, / как невозможно жили мы…" …И все-таки из стихов О. Берггольц, которые она не чаяла увидеть напечатанными при жизни, мы узнаем правду о Блокаде. Из стихов, дневников и писем О. Берггольц, познавшей ужас сталинских застенков, мы узнаем о том, что было с нашей страной в тридцатые-сороковые годы. "А я бы над костром горящим / сумела руку продержать, / когда б о правде настоящей / хоть так позволили писать…" Перед вами, читатель, книга большого лирического и гражданского поэта, потому что только такого масштаба поэт и человек в первые дни войны мог сказать после всего пережитого: "…Вот жизнь моя, дыханье./ Родина! Возьми их у меня!" Все 900 дней блокады О. Берггольц оставалась в умирающем городе. "В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых" (Д. Гранин). "Никто не забыт, и ничто не забыто" - эти слова О. Берггольц выбиты на стене Пискаревского кладбища. Но в контексте и ее жизни, и жизни миллионов наших соотечественников эти слова обретают смысл, выходящий далеко за пределы только Блокады. В настоящее издание включены стихотворения, поэмы, а также книга О. Берггольц "Дневные звезды", которую она считала Главной в своей жизни. Сборник открывает вступительное слово Даниила Гранина.
Ольгу Берггольц называли "ленинградской Мадонной", она была "голосом Города" почти все девятьсот блокадных дней. По дневникам, прозе и стихам О. Берггольц, проследив перипетии судьбы поэта, можно понять, что происходило с нашей страной в довоенные, военные и послевоенные годы. В настоящее издание вошли ошеломляющей откровенности и силы дневники 1939—1949 годов, письма, отрывки из второй, так и не дописанной части книги «Дневные звезды». Также публикуются письма к семье Молчановых, предоставленные для этого издания Рукописным отделом Пушкинского Дома. В них нашли свое отражение важные темы, относящиеся к военной биографии и творчеству поэтессы, наиболее драматичная из которых — смерть от голода в осажденном Ленинграде ее второго мужа, литературоведа Николая Степановича Молчанова.
Эта книга рассказывает об "истоках жизни" Ольги Федоровны Берггольц и посвящена ее духовному и творческому становлению. Взросление девочки, девушки и молодой женщины впервые показано сквозь призму ранних - отроческих и юношеских - дневников поэтессы. Они позволяют по-новому взглянуть на появление феномена Ольги Берггольц, - легендарной личности, которая пережила сталинские репрессии и "по праву разделенного страданья" стала символом блокадного Ленинграда. Повествование построено на архивных документах, письмах, воспоминаниях и дневниковых записях разных лет. Книга адресована филологам, студентам, учащимся и широкому кругу читателей. В издание включены впервые публикуемые фотографии.
Издание посвящено 300-летию Санкт-Петербурга. В первую книгу Ольги Берггольц входит автобиографическая повесть "Дневные звезды" в двух частях, главы, дневники, заметки, письма, планы. Во вторую книгу входят стихи и поэмы. Составитель, автор примечаний и комментариев М. Ф. Берггольц.
Ольга Берггольц (1910 – 1975) – поэт, лауреат Сталинской премии, «блокадная мадонна», символ Ленинграда, автор «Февральского дневника», «Ленинградской поэмы» и автобиографической книги «Дневные звёзды»… Это строки из официальной биографии. И в то же время – первая жена поэта Бориса Корнилова, расстрелянного в 1938 году; сама пережившая арест и исключение из партии, мать, потерявшая двоих дочерей, автор потаенных дневников, голос блокадного Ленинграда. Новая книга Натальи Громовой – опыт прочтения судьбы Ольги Берггольц, основанный на дневниках и документальных материалах из ее личного архива. Рассказ о мучительных попытках преодолеть в себе свое время: из советского поэта стать просто Поэтом, из советского человека просто Человеком.
Великая Победа, 9 мая... Долгожданный день, когда во всех уголках нашей бесконечной Родины прозвучало самое желанное для каждого жителя слово - "Победа". Как бы много времени не прошло с той поры, но никогда эта дата не перестанет нести в себе столько радости, боли и скорби одновременно. В настоящий сборник вошли стихотворные произведения о войне К. Симонова, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, О. Берггольц, М. Исаковского, А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака, С. Гудзенко, В. Шефнера, Е. Винокурова, М. Джалиля, Д. Самойлова и многих других авторов, отразивших в своем творчестве героическую страницу нашей истории.
Ольга Берггольц (1910-1975) - поэт, лауреат Сталинской премии, "блокадная мадонна", символ Ленинграда, автор "Февральского дневника", "Ленинградской поэмы" и автобиографической книги "Дневные звёзды"... Это строки из официальной биографии. И в то же время - первая жена поэта Бориса Корнилова, расстрелянного в 1938 году; сама пережившая арест и исключение из партии, мать, потерявшая двоих дочерей, автор потаенных дневников, голос блокадного Ленинграда. Новая книга Натальи Громовой - опыт прочтения судьбы Ольги Берггольц, основанный на дневниках и документальных материалах из личного архива поэта. Рассказ о мучительных попытках преодолеть в себе свое время: из советского поэта стать просто Поэтом, из советского человека просто Человеком.
О. Ф. Берггольц - поэтесса, чьи стихи читали наизусть и рассылали в письмах на фронт, ее называли "музой и голосом блокадного Ленинграда", "Блокадной мадонной". Дневники, которые она вела на протяжении почти пятидесяти лет (1923 - 1971), потрясают своей откровенностью, беспощадностью к окружающим и к себе. Долгое время эти тетради находились на закрытом хранении в РГАЛИ - Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва). Настоящее издание является первой полнотекстовой научной публикацией блокадных дневников О.Ф.Берггольц. Тексты напечатаны по автографам, хранящимся в РГАЛИ. Издание комментировано и снабжено статьями, написанными сотрудниками архива. Воспроизведены малоизвестные фотографии и документы из личного архива О.Ф.Берггольц (РГАЛИ), а также работы художников блокадного Ленинграда, хранящиеся в Музее "А музы не молчали..." (Санкт-Петербург). Издание приурочено к юбилею Победы в Великой Отечественной войне.